Пятница, 2024-04-19, 9:51 AM | Приветствую Вас Гость
Главная » 2007 » Июнь » 14 » КОПИ ЦАРЯ СОЛОМОНА, ИЛИ ВСЕ О СЕРТИФИКАЦИИ МУЗЫКИ
КОПИ ЦАРЯ СОЛОМОНА, ИЛИ ВСЕ О СЕРТИФИКАЦИИ МУЗЫКИ
2:34 PM


В прошлый раз мы разобрались с изрядным количеством терминов, относящихся к музыкальной продукции. Однако, как водится, тема оказалась шире одного материала. В этот раз мы поговорим о сертификации альбомов, не залезая в самые дебри. Всем наверняка уже намозолили глаз выражения с употреблением словечек вроде "золотой" и "платиновый". Многие могут, разбуди их среди ночи, сходу ответить, сколько проданных копий означает каждое из них. Однако не стоит торопиться.

Сейчас мы привыкли считать, что "золото" дается за 500 000 проданных копий, "платина" за миллион, но во-первых - это не все драгоценные статусы, которые может получить "пластинка"; во-вторых – не везде и не всегда они соответствуют упомянутым числам. В основном принято ориентироваться на организацию RIAA (Recording Industry Association of America), так как именно она отвечает за сертификацию музыкальных продаж на территории США. Вряд ли для кого-то станет открытием, что штатовский рынок является мировым лидером в том числе и по количественным показателям продаваемой музыки и видео. Стало быть и ориентироваться приходится в первую очередь именно на него. Однако и там все не так просто.

Кто-то может удивиться, но чарты журнала Billboard, основывающиеся на "продажных показателях", черпают информацию вовсе не в RIAA, а в системе Nielsen SoundScan, которая существует параллельно и независимо. Она и родилась- во многом благодаря Billboard и методы подсчета несколько отличаются от RIAA. Nielsen SoundScan считают непосредственно проданные копии благодаря тому, что к ним стекается информация с более чем 14 000 точек продаж, расположенных в США и Канаде, в том числе и из наиболее крупных он-лайн магазинов. Информационная инфраструктура там развита достаточно, чтобы, как только продавец провел считывателем по штрих-коду, соответствующая единичка "упала на счет релиза".

Трудно себе вообразить, что до 1991 года, когда, собственно говоря, и появилась эта система, редакция Billboard занималась методичным обзвоном торговых точек, составляя впечатление о продажах по устной информации. Понятно, что результаты зачастую оказывались страшно далеки от истины. Тут и погрешность при пропорциональном пересчете и возможность злонамеренного искажения картины со стороны опрашиваемых продавцов.

Сейчас же, благодаря Nielsen SoundScan, показатели стремятся к объективным, ибо охватывают порядка 90 процентов точек продаж за вычетом совсем уж независимых и тех копий, что распространяются во время выступлений артистов. Однако и в этой области происходит усиленное рекрутирование информаторов. К сожалению, показатели, появляющиеся в чартах Billboard и у других представителей музыкальной индустрии, пользующихся теми же результатами, не имеют к сертификации никакого отношения, ибо раздает их только лишь RIAA.

В отличие от описанного метода, RIAA считает те копии, что отгружаются со складов в розничную сеть. В связи с этим, тиражи достигают юбилейных отметок чуть раньше, чем находят соответствующее количество конечных покупателей. Если же последняя партия вашего альбома, недостающая для достижения драгоценного рубежа, намертво зависнет в магазинах, то RIAA все равно присвоит вам почетный статус, ведь со склада соответствующее количество уже отгружено.

По этому поводу вспоминается одна забавная история с альбомом "Lucacentric" весьма неординарного исполнителя Lucas. Наткнувшись в магазине на этот диск, я, не колеблясь, его купил, ибо уже имел представление об ожидающем меня материале. Впоследствии я проигрывал его своим любопытствующим товарищам, некоторые из которых также возжелали поставить такой себе на полку. Однако, как в дальнейшем выяснилось в общении с продавцом магазина, я был единственным, кто купил этот альбом за достаточно длительный период, а поставщики, у которых он водился в изобилии, отказывались мелочиться и отдавали минимум десять копий сразу. В результате товарищи остались без Лукаса, а залежи поставщика, подозреваю, не уменьшились ни на йоту. Правда, этот альбом не претендовал на сертификацию, но тем не менее ситуация достаточно показательная.

Однако, вернемся к золоту-брильянтам. Артисты, продающие бешеное количество своих пластинок, существовали и до того, как RIAA взяла на себя роль раздатчика слонов. Правда, в те времена их награждали сами компании, занимавшиеся их изданием. Крупных игроков на рынке было не много, и каждый хорошо представлял, сколько копий того или иного артиста отправились искать по стране своих счастливых обладателей. Первым золотоносцем в феврале 1942 года стал Глен Миллер, создавший незабвенную "Чатанога Чу-Чу", которую и сейчас не грех послушать. Выпускавшая его компания RCA спохватилась, когда тираж перевалил за отметку 1 200 000. В 1956 году свое фирменное золото получил и Элвис Пресли за сингл "Hound Dog".

RIAA, изначально созданная для поддержания единых стандартов качества в разношерстном производстве грампластинок, со временем расширила список своих функций. Одной из них стал подсчет продаж и выдача соответствующих удостоверений. Программа стартовала в 1958 году и тогда золотой сертификат получали синглы и альбомы, которые превысили миллионный рубеж. В 1975 году планку понизили до 500 000, а годом позже ввели для миллионеров платиновый статус. Те, кому покорялась отметка в два и более миллионов становились соответственно мульти-планиноносцами. В 1999 году впервые появился термин "бриллиантовый" – им отмечали тех, кому удалось преодолеть планку в 10 миллионов.

Стоит отметить, что помимо описанной "официальной" шкалы ценностей, у RIAA существует специальная программа для испаноязычных исполнителей, у которых в штатах, судя по всему, есть своя собственная внушительная аудитория. По шкале, называемой Los Premios Awards, "золото" (Oro) дают за сто тысяч отгруженных копий, "платину" (Platino) за двести, а Multi-Platino за четыреста тысяч (против двух миллионов в англоязычной программе).

Еще одним нюансом является то, что двойному альбому, например OutKast "Speakerboxxx/The Love Below", для получения платины достаточно продаться золотым количеством, поскольку каждый физический диск такого релиза считается отдельно. У многих из вас наверняка возник закономерный вопрос, а что же с остальными странами? Оказывается, помимо RIAA, в других регионах существует изрядное количество аналогичных конструкций, самой крупной из которых является европейская IFPI (International Federation of the Phonographic Industry). Правда, ввиду того, что тиражи там несколько отличаются от преуспевающих США, то и сертификаты выдают, ориентируясь на иные цифры. Кое-где даже можно встретить понятие "серебряный" диск (Франция, Италия, Британия, Португалия).

Чем больше потенциальных покупателей проживает на подотчетной территории, тем выше сертификационные барьеры. Так, например, ряд "золото-платина-бриллиант" для альбома в Канаде: 50 000, 100 000, миллион. В то же время для канадских синглов аналогичные цифры на порядок меньше. Бриллиантовый альбом в Бразилии, Мексике или Франции в количественном выражении равен американскому золоту, а в Японии, которую, кажется, сплошняком населяют меломаны - платине. Чтобы иностранный артист получил золото в Венгрии, ему достаточно продать там всего три тысячи дисков, зато в Новой Зеландии, будь ты хоть местный, хоть заезжий, а если имеешь тягу к желтому металлу, будь любезен заставить вынуть кошельки минимум 7 500 аборигенов. Список можно продолжать долго, ведь по миру количество таких счетоводов переваливает за пару десятков и у каждого свой набор позиций.

Начиная с 2003 года и цифровые продажи синглов стали расти как на дрожжах и к настоящему моменту выглядят достаточно внушительно. Треки Shakira "Hips Don't Lie" и Fergie "Fergalicious" в недавнем прошлом были за деньги скачаны в течение премьерной недели 260 и 295 тысяч раз соответственно. Эта тенденция не прошла мимо внимания RIAA, которая ввела сертификацию и для такого рода достижений. В настоящий момент золото дают за сто тысяч "скачков", а платину за двести. Соответственно мультиплатина начинается от четырехсот тысяч.

Завершая обзор драгоценных россыпей, непременно стоит отметить, что часто употреблявшееся здесь слово "дают" не совсем верно. Каждый удачник, достигший заветного количества нулей в проданном тираже, для получения осязаемого подтверждения своего успеха должен заказать изготовление необходимого количества "знаков отличия". При этом он должен оплатить не только их стоимость лицензированным производителям такого "товара", но и перечислить некоторую (символическую по американским понятиям) сумму RIAA за проведение аудита релиза-претендента. Зато в итоге вы сможете получить настенное украшение с дизайном, учитывающим и ваши личные пожелания. Теперь, кажется, вы знаете все, что положено, чтобы ваш громкий успех на американской сцене не застал вас врасплох.

Просмотров: 929 | Добавил: KuBiK
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]